Здоровье и здоровый образ жизни, к сожалению, не занимают первые места в иерархии потребностей современного человека. Сейчас, абсолютно здоровый ребенок, скорее редкость, чем норма, поэтому вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро. Поэтому с 2021г. в нашем ДОУ реализуется дополнительное образование по адаптивной физической культуре для детей с ослабленным здоровьем и воспитанников с особыми образовательными потребностями, которые проходят три раза в неделю, во второй половине дня. Данную деятельность проводит педагог по дополнительному образованию Гузикова Елена Ивановна.
Адаптивная физическая культура в ДОУ получила свое развитие с вхождения в Международную спортивную программу SPECIAL OLYMPICS с целью развития адаптивного спорта для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а так же для развития инклюзии в спорте (юнифайд спорт) в 2021г.
Адаптивная физическая культура-это меры спортивно-оздоровительного характера, которые не только стимулируют двигательные способности, но и помогают справиться с психологическим барьером и улучшают качество жизни в целом. Все занятия организованы в игровой форме, что способствует повышению мотивации у дошкольников к занятиям физкультурой, а также помогает в установлении положительного эмоционального контакта у детей с педагогом и сверстниками.
В процессе реализации адаптивной физкультуры особое внимание уделяется общеразвивающим и корригирующим упражнениям, а также базовым умениям и навыкам. Данная работа позволяет детям осознать себя, свое тело, взаимоотношение с окружающим миром. Проводятся групповые игры и упражнения, позволяющие ребенку свободно коммуницировать с педагогом и сверстниками, распределять роли в ходе игры, а также отождествлять себя как часть группы, общности. Внедряются игры-соревнования и игры – эстафеты, эффективно влияющие на развитие таких свойств ловкости, как координация движений, точность и быстрота. Организуется работа по введению элементов спортивных игр, укрепляющие крупные группы мышц и развивающие психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость, в результате чего у детей повышается умственная активность, совершенствуется навык ориентировки в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий.
Важнейшим требованием к занятию является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребёнку с учётом состояния здоровья, физического развития двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдение гигиенических норм, обеспечение техники безопасности при работе с детьми.
Итоговым мероприятием по адаптивной физической культуре является проведение соревнования «Первая медаль», которое в этом году было организовано 22 мая. В спортивном досуге приняли участие воспитанники старшей и группы комбинированной направленности, где смогли проявить свои полученные навыки, ловкость и смекалку.
Внедряя в педагогический процесс дополнительные занятия по адаптивной физической культуре, мы даём возможность пробовать дошкольникам свои силы, развивать свои способности и возможности, занимаясь совместно со сверстниками разными видами деятельности, а также предоставляем шанс проживать полноценную жизнь, радуясь каждому моменту. И главное – в условиях дополнительной деятельности формируем у детей позитивное отношения к самому себе и другим людям, чувство уверенности в себе и доверие к окружающим, что способствует успешной адаптации в социуме.