Взаимодействие человека с природой — одна из актуальных проблем нашего времени. Известно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы, а для того, чтобы она была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.
Поэтому, уже с дошкольного возрасте необходимо развивать экологическое сознание, так как именно в этот период ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально, он способен сочувствовать и искренне удивляться, на этой основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе и ее обитателям. Кроме того, современные дети растут в обществе потребления, большинство людей, даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности.
Основы экологической культуры должны быть заложены лишь в процессе непосредственного общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности. И одним из эффективных видов деятельности, направленным на экологическое воспитание дошкольников, является детский эколого-оздоровительный туризм, обращённый к природе, позволяющий в полном объеме использовать все возможности природного окружения для комплексного решения задач экологического и физического воспитания детей.
Поэтому, на летне-оздоровительный период был разработан проект «Туристята — Эколята», направленный на воспитание экологически грамотной культуры поведения детей в окружающей среде, а также способствующий развитию физических качеств у дошкольников в соответствии с их индивидуальными особенностями.
Работа в рамках проекта будет проводиться с июня по сентябрь, так как этот период является наиболее благоприятным для наблюдения ребёнком за природой в целом, а также изучения взаимосвязи человека и природы. В том числе — это лучшее время и для оздоровления детей. Неограниченная свобода движения, солнце, тепло, пребывание на воздухе – все это естественные способы закаливания и укрепления иммунитета ребенка.
На основании проекта «Туристята-Эколята» был составлен календарно-тематический план работы в летний оздоровительный период, в который были внедрены различные формы детского туризма, восполняющие недостаток нахождения детей дошкольного возраста на свежем воздухе в условиях Крайнего Севера:
- Туристические походы,
- Туристические экскурсии и путешествия,
- Туристические прогулки,
- Целевые прогулки,
- Образовательные терренкуры,
- Прогулки по тропам здоровья (это образовательный маршрут по станциям, организованный на территории детского сада, где есть экологические природные объекты. На маршруте в различных организационных формах будет проходить знакомство детей с естественными объектами природы),
- Пленэр-прогулки (выполнение творческих работ на свежем воздухе),
- Также, фрагментально или в комплексе экологический туризм будет включён в праздники, развлечения, досуги, исследовательскую деятельность, физкультурные занятия, утренние гимнастики.
Туристическая деятельность будет осуществляется во взаимодействии всех участников образовательного процесса, как на территории ДОУ, так и за её пределами. Организация туризма будет проходить с постепенно удлиняющихся переходов, предполагающих кратковременное пребывание на природе, в рамках которого дошкольники смогут наблюдать за природой родного края, преодолевать несложные препятствия на пути, учиться ориентироваться на местности, соблюдать правила гигиены и безопасного поведения, а во время остановок — играть в подвижные игры, выполнять элементарные творческие работы, а также вовлекаться в поисково-исследовательскую деятельность.
Мы уверены, что детский туризм может и должен использоваться в качестве вспомогательного средства в педагогической практике дошкольных учреждений, для оздоровления, развития двигательной активности и всестороннего развития личности дошкольников.
А какие мероприятия пройдут в рамках эколого-туристического проекта «Эколята -Туристята», вы узнаете, зайдя в новостную ленту , нашего сайта. Следите за публикациями!